ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Святитель Димитрий, митрополит Ростовский

Память святителя Димитрия празднуется 4 октября,
в день обретения мощей


«Российский златоусте, риторе изящнейший,
православных архиереев удобрение,
Церкве Тобольския и Ростовския украшение...»


Тропарь из канона, песнь 3-я,
из службы Собору Сибирских святых


Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), принадлежит к числу тех церковных деятелей, которые сочетали в своей жизни и церковном служении благочестие и духовно-молитвенный подвиг с просветительским деланием.

Он родился в декабре 1651 года в городе Макарове близ Киева в семье полкового сотника Саввы Григорьевича Туптало. Первоначальное образование будущий святитель получил в семье благодаря матери Марии, по словам самого святителя, женщины «постоянно добродетельной и набожной», и отца, последние годы своей жизни потрудившегося в должности ктитора Кирилловского монастыря в Киеве. Отец привил ему любовь к чтению Часослова, Псалтири, Библии и Житий святых. В возрасте одиннадцати лет он поступил в Киево-Братскую школу при Богоявленском монастыре.

Под влиянием благочестивых книг, в первую очередь житий, и молитвенной благочестивой жизни родителей, к тому же будучи наделенным от природы живым воображением, созерцательным складом ума и глубиной чувств, он рано обнаружил заметное тяготение к одиночеству и стал думать о монашестве.

9 июля 1668 года восемнадцатилетний Даниил принял постриг в Кирилловском монастыре с именем Димитрий, через год был возведен в сан иеродиакона, а в 1675 году архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович) рукоположил его в Густынском монастыре в сан иеромонаха.

Жизнь Димитрия с момента пострижения до вступления на митрополичью кафедру была непрерывным странствованием по монастырям: Кирилловский монастырь в Киеве, Густынский монастырь, Виленский Свято-Духов монастырь, Преображенский монастырь в Слуцке, Николаевский Крутицкий монастырь вблизи Батурина, Киево-Печерская Лавра, где с благословения архимандрита Варлаама он начал составлять Четий Минеи; вновь Батуринский монастырь, и завершение в этой обители трудов над первой частью Четий Минеи; Глуховский Петропавловский монастырь, Киевский Кириллов монастырь, Елецкий Успенский монастырь в Чернигове, Спасский Новгород-Северский монастырь — последнее земное пристанище святителя.

Куда бы ни приходил иеромонах Димитрий, всюду стекался народ послушать его. Его проповеди отличались большими внутренними достоинствами — простотой и доходчивостью для всех слушателей, потому что, изливаясь из глубины чистого пастырского сердца и богословствующего ума, покоряли слушателей и влекли их к истинно Евангельской жизни. В своих проповедях он обличал пороки современного ему общества, не останавливаясь обличать и сильных мира сего.

По повелению Петра I 23 марта 1701 года состоялась его хиротония в митрополита Сибирского и Тобольского, но побывать ему в Тобольске так и не пришлось. Дорога для дальнего путешествия была трудна, и добраться сразу после хиротонии до далекой Сибири не представлялось никакой возможности. Святитель Димитрий оставался в Москве, а жил в Чудовом монастыре, где находилось Сибирское подворье, в котором совершал богослужение, неутомимо поучая народ. Летом святитель Димитрий серьезно заболел.

Во время болезни за ним ухаживали его московские друзья, но болезнь плохо поддавалась лечению, и недуг усиливали душевные волнения о предстоящей поездке в Сибирь. Но отнюдь не лишения и не те великие апостольские труды, на которые посылали в Сибирь святителя, страшили его, — он болел сердцем о невозможности в связи со своим новым назначением закончить Четии Минеи, опасаясь, что при новых условиях жизни ему на удастся завершить этот труд и выполнить этот долг послушания, данный ему родной Православной Церковью еще в бытность насельником Киево-Печерской Лавры.

Больного навестил царь и лично интересовался состоянием его здоровья и дел. Святитель ответил Петру: «Меня посылают в суровый край, а на мне лежит послушание — окончить «Жития святых»». Петр разрешил ему остаться в Москве. В январе 1702 года скончался Ростовский митрополит Иоасаф. На эту вдовствующую кафедру и был назначен святитель Димитрий. По прибытии в Ростов он посетил Яковлевский монастырь и в монастырской церкви Зачатия Пресвятыя Богородицы, после молитвы сказал: «Се покой мой, зде вселюся во век века». Это было пророческое предсказание, что в Ростове закончит он свою жизнь.

Святитель Димитрий семь лет управлял Ростовской епархией. Здесь он составлял окружные послания к священнослужителям, открывал семинарию, вел борьбу с расколом и с церковной кафедры, и в частных беседах. В полемике с раскольниками он написал книгу: «Розыск о раскольнической брынской вере». Святитель Димитрий известен и как автор переложений на музыку двадцати шести псалмов. Святитель Димитрий Ростовский жил в эпоху преобразований. Как пастырь, он осуждал крайности нововведений Петра, поскольку они были направлены против Церкви; обличал пьянство, неблагоговение к святыне, несоблюдение постов, но приветствовал действительные улучшения, особенно в области народного просвещения.

Отличительной чертой характера святого иерарха было его смирение, аскетизм и молитвенный подвиг. Когда в 1697 году один из монахов поздравил его с возведением в сан архимандрита, он ответил: «Я неблагонравен, а злонравен, исполнен злых навыков, груб я и невежа, а свет мой — одна тьма и прах».

23 октября 1709 года святитель Димитрий мирно почил, его тело было погребено в Иаковлевском монастыре. 21 сентября 1752 года мощи обретены нетленными. В 1757 году святитель Димитрий причислен Русской Православной Церковью к лику ее святых.

И в этом же году указом Святейшего Синода было дано указание составить житие и службу святому Димитрию, митрополиту Ростовскому.

На серебряной раке, устроенной императрицей Елисаветой Петровной для положения мощей святителя, вырезана сочиненная Ломоносовым надпись.

Многие сочинения святителя Димитрия и в настоящее время являются пособием при изучении церковной жизни и житий святых.

ТРОПАРЬ, глас 8-й

Православия ревнителю и раскола искоренителю, Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, списаньми твоими буих уцеломудрил еси. Цевнице духовная, Димитрие Блаженне, моли Христа Бога спастися душам нашим.

КОНДАК, глас 8-й

Звезду Российскую, от Киева возсиявшую, и чрез Новград Северский в Ростов достигшую, всю же страну сию ученми и чудесы озарившую, ублажим златословеснаго учителя Димитрия. Той во всем вся написа, яже к наставлению, да всех приобрящет, якоже Павел Христу, и спасет правоверием души наша.

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.